Экология. Лекции о природе вещей. Образовательная программа

Видео: Обитатели - пермакультурная перспектива

Данная программа универсальна. Это перечень тем для занятий, которые можно комбинировать в зависимости от подготовленности и возраста аудитории. По ней автор работал в течение 6 лет в крупнейшем лагере Черноморского побережья ДСОЛ "Кавказ" с аудиторией от 5 до 18 лет. Это были дети из детских домов, студенты музыкального училища, ребята из Сибири, Саратовской, Московской, Мурманской, Псковской области и других регионов России.

Цели программы:
- Способствовать экологическому воспитанию и социализации молодого поколения
- Насытить летний отдых детей
- Облегчить организационно-педагогические задачи коллектива

Работа преподавателя включала:

1. Лекционно-практические занятия по темам, приведенным ниже. Выбор тем происходит в зависимости от аудитории: возраста, увлеченности, подготовленности и пр. Занятия ведутся в специально оборудованном кабинете, во время экскурсий и пеших походов, в перерывах между купаниями на морском берегу.
2. Индивидуальные занятия с детьми. Обычно в них вовлекаются 30-40 ребят. В основном это мальчики с психологическими проблемами (перенесшие травмы, имеющие проблемы в семье, трудности социализации). Перед преподавателем ставится задача отвлечь и увлечь, сгладить и сместить агрессию, смягчить состояние фрустрации и ослабить нагрузку пребывания в большом коллективе отряда, либо просто позаботиться о комфорте и физическом состоянии ребенка. Одновременно нужно стараться дать воспитанникам новые впечатления, умения, способы мышления и видения мира, этические правила. Лучшим результатом является признание детей, что вначале им здесь не нравилось, а теперь не хочется уезжать.
3. Работа по созданию коллекций и расширению музея природных объектов. При этом важно руководствоваться принципами экологической этики (невмешательства, ненасилия по отношению к природе) ограничиться небольшим числом экспонатов.

Темы, используемые для организации лекционно-практических занятий, можно разделить на несколько блоков.

1 блок. Биоразнообразие

Разнообразие природных систем.

Обзорные экскурсии по разным экосистемам:

- парк (территория лагеря),
- дюны,
- песчаное побережье моря,
- каменистое побережье моря (Утриш),
- степные луга,

- горные леса (Утриш).

Разнообразие жизни

- Учитесь наблюдать. Изучение, микроскопирование и точная зарисовка биологических объектов.
- Растения — завоеватели суши. Сбор, гербаризирование, определение растений.
- Животные - хозяева моря. Ракообразные и моллюски.
- Животные - хозяева суши. Птицы и насекомые.

2 блок. Экология окружающего мира

- Круговорот жизни. Взаимосвязь трех компонентов экосистем на суше и в море.
- Метаморфоз. Стадии жизненного цикла, экологическое значение метаморфоза.
- Язык животных и растений. Как обмениваются информацией живые организмы в экосистеме.
- Перенаселенность. Что происходит в популяции при перенаселенности.
- Миграции. Как и почему животные перемещаются в пространстве.
- Среды обитания. И каких элементов состоит наземно-воздушная, почвенная и водная среды обитания.
- Симбиоз. Взаимовыгодные отношения живых организмов.
- Битва полов. Экологические стратегии мужского и женского пола.
- Смерть как важная сила экологии. Запрограммированная гибель при воспроизводстве. Соотношение рождаемости и смертности.
- Экологический кризис. Что такое кризис. Глобальные кризисы в древние эпохи. Современная ситуация.

3 блок. Взаимодействие человека и природы

- Как человек появился на Земле? Различные версии происхождения человека. Причины эволюции.
- Разнообразие человека в географическом пространстве. Приспособление к разным экологическим условиям.
- Практика одурманивания. Почему люди с древнейших времен используют опьяняющие вещества? Разрушительная и созидательная роль одурманивания. -- Предыстория, экологическое значение, социальное значение.
- Путь к долгожительству. За последние сто лет средний возраст смерти увеличился вдвое. Почему? Причины возрастания уровня жизни. Изменение мировоззрения: от культа смерти к культу жизни.
- Человек и лес. История тесных и драматических взаимоотношений. Почему люди стремятся уничтожить лес.
- Прогресс и экология. Причины ускорения научно-технического прогресса. Гонка вооружений производитель — потребитель. Разрушительное воздействие на биосферу.
- Экология большого города.
- Загрязнение. Что такое загрязнение. Разные виды: химическое, механическое, информационное загрязнение.
- Экология человеческого тела. Что дает нам наземный образ жизни? Передвижение. Размеры тела.
- Человек и Космос. Космические воздействия на антропосферу. Почему люди устремились в космос?
- Мутанты и клоны. Какое значение могут иметь генетически измененные виды для экологии Земли?
- Человек будущего. Мифы и реальность.
- Жизнь в тонких пленках. Насколько тонка и зыбка область условий, комфортных для человека.
- Почему человек выбирает море? Связь эволюции человека с водоемами, с водой. Наследие околоводного образа жизни: особые черты внешности, экологии и поведения. Единственный примат, который любит купаться. Водные инстинкты человека. Что дает море каждому из нас.

4 блок. Экология сознания.

- Кто такие чудовища? Как люди воспринимали удивительных животных. Как возникают мифы. Чем чудовище отличается от любого известного животного. Почему о них пишут в газетах. Давайте и мы напишем статью о снежном человеке
- Почему люди решили любить природу? Эволюция отношения к природе: от нацеленности на борьбу и разрушение, к сохранению и интересу.
- Тренировка интеллекта. Как развивать мышление, внимание, память. Техника приблизительных подсчетов и экстраполяции при изучении природы. Техника запоминания.
- Эволюция компьютерной культуры. От перфокарты к виртуальному миру. Что выбирает человек будущего: реальность или виртуальность, натуральный или пластиковый мир?

5 блок. Динамические гармонизирующие элементы.

Многие занятия сопровождались вовлечением детей в движение (под предлогом иллюстрации биомеханических процессов). Например, показать свой максимальный рост, предельно вытягиваясь на цыпочках, показать движения черепах, птиц, рыб, богомолов и т.д. При этом акцент делается на движения позвоночника – энергетической оси тела, которая особенно страдает при сидячих занятиях. Некоторые упражнения помогают почувствовать потоки внутренней энергии и гармонию дыхания, понять, насколько неправильно мы дышим, когда привычно сутулимся, сгибаемся над столом.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Оцените, пожалуйста статью
Всего голосов: 101