Наедине с природой: от тропы к берендею до экологической экспедиции.

Галина БУКОВСКАЯ,
заместитель директора по научно-методической работе
Детского экологического центра г. Моршанска,
кандидат педагогических наук


Туристско-краеведческая деятельность воспитанников в Детском экологическом центре г. Моршанска осуществляется по программе «Чистая Земля — XXI век», которая включает такие подпрограммы, как «Айболята», «Разведчики природы», «Светлячки» (младшие школьники), «Следопыты», «Исследователи», «Спасатели», «Робинзоны» (подростки), «Земляне», «Младший инструктор экотуризма» (старшеклассники).

Особое внимание в программе уделено педагогическому процессу в летние каникулы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, и, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное — рядом.

Для воспитанников центра организуются стационарные и передвижные оздоровительные эколого-туристские лагеря, многодневные походы и экспедиции. Выбор формы деятельности обусловливается возрастными особенностями ребят.

Так, для младших школьников эмоционально-эстетические переживания, связанные с объектами и явлениями природы, более значимы, чем сведения о них. Поэтому ведущая идея при отборе содержания двенадцатидневного оздоровительного эколого-туристского лагеря дневного пребывания «К Берендею» — забота человека о природе, его стремление бережно относиться к растениям, животным, делать добро окружающим людям. Во время пребывания в лагере младшие школьники совершают ежедневные прогулки в пригородный лес, наглядно убеждаются, что в природе всё взаимосвязано. Педагоги продолжают использовать введённые во время учебного года краеведческие и туристские должности: командир, штурман, краевед, эколог, знаток растений, знаток воды, художник и т.д.

Лагерная смена «К Берендею» представляет собой единый спектакль, в котором играют и дети, и взрослые. В первый день происходит «завязка» всех событий — встреча добрых и злых сил. В последующие дни дети и взрослые делают добрые дела, чтобы встретиться с царём Берендеем. Они «строят» город Экоград, в который будут ежедневно приезжать на автобусе, чтобы общаться с его жителями. Строительные бригады — «пчёлки», «муравьи» и другие — отправляются в лес, чтобы выполнить посильную работу — убирают его территорию, а в конце дня рассказывают, каким они хотят видеть Экоград.

На тематических экскурсиях «В гости к лягушке», «Лесной дом», «Встреча со шмелём», «Где растут лишайники» и других дети изучают жизнь лесных обитателей. Воспитатели предлагают им игровые задания, например, «Назови меня». Выявив пять-шесть особенностей травянистого растения с помощью органов чувств, дети должны дать ему правильное название. Ещё задание — «Пойми меня»: пообщавшись с деревом, внимательно рассмотреть его, погладить, послушать, прижавшись к стволу, составить рассказ от его имени. А понаблюдав за животным, изобразить его или рассказать от его имени, что оно умеет делать, как и человек, а что лучше человека, да так рассказать, чтобы остальные дети догадались, что это за животное.

В лесу дети попадают на заседание «комитета по охране авторских прав природы», жители лесного болота и луга «рассказывают» им, какие обиды чинят лесному народу разбойники, злые Кикиморы. Затем они оказываются в клубе путешественников, где демонстрируют свои туристские знания и умения по использованию туристского снаряжения, готовятся к путешествию по экологической тропе. Программа предусматривает оздоровительные процедуры: купание в реке, хождение босиком.

Возвратившись с прогулки или экскурсии, после обеда малыши изготавливают поделки из природного материала в подарок Берендею, рисуют, слушают музыку, разыгрывают экологические мини-спектакли и т.д. Завершается пребывание в лагере путешествием по театрализованной экологической тропе.

На экологической тропе дети «встречаются» со злой Кикиморой, с «разбойниками». Но ничто не может остановить их на пути к лесному царю Берендею. Встреча с Берендеем — это кульминация, во время которой добро одерживает победу над злом. Добрые Нимфы помогают детям увидеть Берендея, которого они приглашают на бал цветов. Берендей доволен юными экологами, он вручает им подарки и прощается до следующего лета. Наступает развязка: все отрицательные герои признают своё поражение и выражают желание тоже стать добрыми.

Для подростков младшего и среднего возраста функционирует недельный оздоровительный эколого-туристский лагерь «Спасатели», который завершается двухдневным походом для воспитанников, занимавшихся в течение учебного года по программе «Следопыты», трёхдневным — по программе «Исследователи» и пятидневным — по программе «Спасатели». В основе содержания программы лагеря — идея единства человека и природы, ответственности каждого за её благополучие, сохранность.

Следопыты и исследователи в процессе подготовки к однодневному походу, путешествуя по учебным экологическим тропам, активизируют приобретённые экологические и краеведческие знания. Изучая жизнь близлежащих к городу природных сообществ в условиях лета, ребята выполняют различные задания: составляют палитру красок летнего леса, луга, находят в лесу или на лугу примеры симметрии, прислушиваются к звукам утреннего леса и делятся своими впечатлениями, дают встретившимся растениям и животным видовые названия, например, одуванчик пушистый, стрекоза легкокрылая, шмель гудящий и т.д.

Отрабатывая туристские знания и умения, дети участвуют в соревнованиях по технике пешего туризма, а исследователи — в соревнованиях по ориентированию. После обеда проводятся уже знакомые и полюбившиеся в учебном году экологические игры: «Экологическая пирамида», «Сеть питания», «Ноев ковчег», «Лесное ателье», «Наш тотем», психологические тренинги, выполняются творческие работы, проводятся конкурсы, собираются в поход.

Во время похода следопыты и исследователи, устроив две ночёвки на одном месте, изучают природные сообщества, находящиеся в районе их ночлега. Исследователи по группам изучают и описывают лесную почву, древостой второго яруса, травянисто-кустарничковый ярус, жизнь муравьёв в лесу и т.д. Вечером у костра проводится песенная эстафета, ребята наблюдают за ночным небом.

Юные туристы-спасатели добираются до конечного пункта маршрута на байдарках в течение четырёх дней, на пятый день устраивается «дневка», во время которой путешественники совершают краеведческую экскурсию, анализируют с помощью педагога собранный материал. Программа похода включает очистку встретившихся родников, уборку мусора на берегах во время привала, умение вычерчивать ленту маршрута движения. Послеобеденный отдых посвящается часу наедине с природой. В это время можно полежать на траве, наблюдая за облаками и летающими птицами, посидеть на берегу реки под деревом с закрытыми глазами и послушать звуки знойного летнего дня либо лесную тишину. Затем знакомство с краеведческими достопримечательностями, с растительным и животным миром, овладение навыками гидрометрических измерений, определение чистоты воды с помощью биоиндикации. Отрабатываются также навыки спасения на воде. Перед ужином — подвижные игры. Вечером подводим итоги дня: проводим беседы, конкурсы, поём у костра. Спасателям также предлагаем вспомнить примеры взаимодействия человека и природы, которые им пришлось наблюдать в течение дня.

В подростковом возрасте возрастает значимость игровых ролей командира, гидролога, зоолога, эколога, кострового, фотографа, и это помощники педагога, с ними он обсуждает выбор средств и способов действия, даёт оценку результату выполняемых учебных и трудовых действий.

Неоценимое значение для воспитания и развития экологической культуры имеет кодекс юного эколога, в разработке которого дети принимают активное участие.

У старших подростков, как отмечают экопсихологи, существуют свои особенности во взаимоотношениях с природой. В этом возрасте начинает разрушаться субъективное восприятие объектов природы, характерное для подростков младшего и среднего возраста. Некоторые подростки старшего возраста могут жестоко обращаться с представителями животного и растительного мира. Им свойствен прагматизм, причём прагматичное отношение к природе старшие подростки часто демонстрируют для самоутверждения. Ребята этого возраста предпочитают использовать природу.

В летний период в центре им предлагается программа оздоровительного эколого-туристского лагеря «Робинзоны», дающая возможность испытать себя в экстремальной ситуации и научиться делать это безопасно для природы и для себя. Природа — это система, которая живёт по определённым законам. Чтобы выжить, надо понять эти законы и грамотно использовать их, не превышая допустимого порога вмешательства в природные экосистемы.

Цель программы — актуализация знаний о физическом и духовном здоровье человека как части природы, воспитание коллективизма и осознание неповторимости каждого человека, развитие коммуникативных умений, навыков здорового образа жизни.

Программа двухнедельного оздоровительного эколого-туристского лагеря «Робинзоны» предполагает моделирование экстремальных ситуаций. Реализуемые в педагогических целях, они стали эффективным средством подготовки юных туристов к безопасному проведению походов различной категории сложности, экологосообразному взаимодействию с природой. Программа включает нравственную, психологическую и физическую подготовку юных туристов — риск-тренинг «24 часа выживания». Это участие в тренировочных походах по пяти неизвестным маршрутам. В походах проверяются не только качество приобретённых знаний, умений и навыков, но и сплочённость микрогрупп, умение их членов действовать в полном согласии друг с другом в экстремальных условиях. Знакомство с пятью дистанциями даёт возможность участникам будущего риск-тренинга «24 часа выживания» снять отрицательные эмоции, связанные со страхом перед неизвестностью, снизить уровень тревожности.

В тренировочных походах руководитель объединения в действия воспитанников практически не вмешивается. Он подключается лишь тогда, когда ситуация начинает угрожать здоровью ребят. В остальных случаях он на общих правах и, так же как и все, подчиняется командиру, который принимает решения по выходу из экстремальной ситуации. Участники сами выбирают маршрут, решают, какое снаряжение брать, а при необходимости сами ищут выход из создавшегося положения. На пути движения приходится преодолевать различные естественные препятствия, используя подручные средства, разводить костёр без спичек, готовить обед, используя встретившиеся в пути растения. Двигаясь по маршруту, путешественники находят на карте определённый участок и, добравшись до него, составляют физико-географическую характеристику местности: определяют тип растительного сообщества, характер рельефа, особенности почвы, глубину залегания вод, связи между этими природными компонентами, а также видовой состав растений и животных, простейшие связи между ними — пространственные, временные, пищевые. Путешественники наносят на карту участки антропогенного воздействия человека и дают им оценку.

Риск-тренинг «24 часа выживания» представляет собой марш-бросок микрокоманды по пяти теперь уже известным маршрутам с выполнением заданий — преодоление естественных препятствий при минимуме снаряжения, отработка различных вариантов ориентирования, определения ширины реки, организации походного быта, приготовления пищи из дикорастущих растений без костра, описание своего самочувствия и эмоций в дневнике, организация ночлега.

24 часа автономного существования микрогрупп, включая ночёвку в лесу, завершаются на общем финише, где юных робинзонов встречают руководители. Ночуют микрогруппы на определённом участке, на значительном расстоянии друг от друга. Такое расположение не позволяет им общаться и даёт возможность руководителям незаметно для воспитанников перед сном проверить их безопасность. После ночлега группы продолжают самостоятельное движение до конечной точки маршрута. После обеда и кратковременного отдыха путешественники готовят творческий отчёт о путешествии — своих ощущениях и впечатлениях, сочиняют небольшой юмористический рассказ, делают рисунок, инсценировку.

Анализ результатов реализации программы оздоровительного эколого-туристского лагеря «Робинзоны» показывает, что участие в походах с экстремальными ситуациями помогает старшим подросткам воспринимать туризм как гуманную форму общения с природой, овладевать умением организовывать жизнедеятельность в своеобразных условиях естественной природной среды, разрабатывать стратегию и тактику эколого-сообразного группового взаимодействия с природой. Это помогает увидеть её величие и могущество, понять, что безопасное взаимодействие с Природой возможно только на основе диалога с ней и только для людей сильных, мужественных и благородных.

Содержание программы летней смены старшеклассников «Земляне» базируется на идее культуры как одного из первопринципов развития современной цивилизации. Основная цель программы — способствовать формированию научной картины мира, экологической ответственности в процессе такой экологической экспедиции.

В экспедиции земляне собирают материал для учебно-исследовательского проекта, с которым они могут выступить на юношеских чтениях, посвящённых В.И. Вернадскому, в новом учебном году в центре, поучаствовать в областных и Всероссийских конкурсах, а результаты своих исследований предоставить СМИ для информации населения или в комитет по природным ресурсам. Так, в 2003 году один из воспитанников детского экологического центра, разработав учебно-исследовательский проект по теме «Сравнительная характеристика реки Цны до и после г. Моршанска», стал дипломантом высшей степени Всероссийского конкурса учебно-исследовательских проектов, который проводился некоммерческим партнёрством по содействию химическому и экологическому образованию в г. Москве.

Результаты исследования показывают, что участие в экспедициях и работа над учебно-исследовательскими проектами способствуют познавательному интересу старшеклассников к общим законам природы и человеческого бытия. Научно-мировоззренческие взгляды становятся основой их духовной культуры, формируется лично значимое восприятие экологических проблем, ориентация на их посильное решение.

Помощниками педагогов в организации летней работы со школьниками являются младшие инструкторы экотуризма. В нашем центре младшими инструкторами экотуризма становятся, как правило, старшеклассники, которые занимались в течение нескольких лет туристско-краеведческой деятельностью. В походах они учатся разрабатывать маршруты возможностей природы, описывать краеведческие объекты, составлять комплексную характеристику, составлять отчёт, организовывать туристские вечера.

(Буковская Г. Наедине с природой: от тропы к Берендею до экологической экспедиции. Педагогический потенциал летней работы и его реализация в учреждении дополнительного образования для воспитания экологической культуры школьников // Народное образование». – 2004. - №3. – С.
Внимание, только СЕГОДНЯ!

Оцените, пожалуйста статью
Всего голосов: 124