Зеленый мир моря

Видео: Леонид Агутин - Мир зелёного цвета - Звёздные семьи - Новая волна 2015

Автор: Филипп Сапожников.


Эта программа предназначена для знакомства ребят с миром морских растений. Она может являться дополнительной к курсу подводного плавания, может выполняет и самостоятельную функцию. Она позволяет не только научиться не бояться колышущихся подводных зарослей, но и отличать друг от друга несколько десятков видов красных, бурых, зеленых водорослей и трав, составляющих «подводные леса». В лаборатории с помощью микроскопов, ребята смогут разобраться в принципах устройства этих удивительных морских организмов, а также узнать их отличие от наземных растений, способы размножения, движения в толще воды, расселения по глубинам. Кроме того, ребята узнают, что такое подводные симбиозы, на какой глубине обитают «пальцы мертвеца» и как используются водоросли в жизни человека. Занятия могут проводиться на берегу моря, под водой и в лабораторном корпусе. Хорошим дополнением являются занятия по экологии морских растений. Эти занятия позволяют понять экологическую значимость морских растений. Ребята смогут познакомиться с видовым разнообразием экологических групп водорослей и трав, их распространением и приспособлением к условиям окружающей среды. Кроме того, в рамках этого курса ребята узнают о факторах, влияющих на развитие и гибель морских растений. И, наконец, самое главное – данный курс поможет увидеть прямую связь человека с растительным миром моря, что и позволит бережнее относиться к окружающей природе.

Программа рассчитана на курс из десяти занятий по полтора часа. Для успешной реализации программы необходимы экскурсии на море, демонстрация объектов в естественной среде обитания, сбор материалов силами подростков, работа с оптикой и теоретические занятия в семинарской форме. Предполагаемый возраст слушателей – от 12 до 17 лет. Предварительная подготовка учеников не обязательна.

Тема 1
Зеленые волны моря. Зеленый цвет волн это – отражение неба, игра солнечных лучей или переливы оттенков живого? Капли жизни в толще воды и возможности их существования, или чем питаются простейшие из живущих. Зеленые, синие, красные и другие пигменты, фотосинтез как механизм добычи жизненной энергии. Глобальный катаклизм на заре существования жизни. Как и чем жили существа до появления кислорода в атмосфере. Продуценты, консументы и редуценты, или о том, как рождаются, живут и умирают органические вещества.

Тема 2
Разнообразие капель жизни, населяющих водную толщу. Микроскоп – средство проникновения в невидимый мир. Одноклеточные организмы в широком диапазоне размеров и форм существования. Диатомеи, динофлагелляты, криптомонады и бодониды как наиболее представительные группы обитателей фитопланктона (демонстрация примеров под микроскопом).

Тема 3
Жизнь на уровне одной клетки. Органеллы в составе живой клетки и их предназначение, аналогии с органами многоклеточных форм жизни. Прокариоты и эукариоты – гипотезы происхождения одних от других. О том, насколько реально понятие о примитивных и развитых организмах.

Тема 4
Гипотеза о симбиотическом происхождении клеточного центра. Клетка – свободная колония центра организации микротрубочек.

Тема 5
Диатомеи. –Диатомовые водоросли как крупнейшая из групп морских микроскопических фотосинтетиков. Кремневый панцирь и его функции, особенности деления клетки, своеобразие фотосинтетического аппарата. Разнообразие приспособлений к обитанию в различных средах, колониальные и свободноживущие формы.

Тема 6
Красные приливы. Гнев морского Владыки и реальная сущность. Уникальность динофлагеллят как мезакариотических организмов. Организация динофлагеллят, сборные динофиты как результат симбиотических взаимоотношений. Формы взаимоотношений организмов в природе (некоторые примеры на тех же динофитах).

Тема 7
Бодониды, эвглениды, дипломонадиды и прочие гетеротрофные существа. Особенности их организации, образование плазмодиев, пиноцитоз и фагоцитоз.

Тема 8
Разнообразие жизненных циклов. Понятие о плоидности и смене фаз. Зачем нужен половой процесс (понятие генетический рекомбинации).

Тема 9
Понятие модульности у живых существ. Ближайшее жизненное пространство и разнообразные способы его увеличения, или несколько слов о том, как горе добраться до Магомета.

Тема 10
Параллельные ряды форм. Параллельные ряды в разных группах живых существ и понятие об экологической нише. Планктонный парадокс.
Внимание, только СЕГОДНЯ!

Оцените, пожалуйста статью
Всего голосов: 132